Онлайн трансляции спектаклей
Сайт театра
(8352) 57-29-83 (касса)

95 лет со дня рождения актрисы РДТ Тамары Андреевны Красотиной

7 июня 2025

Тамара Андреевна Арышева (в замужестве Красотина) (на сцене — Верисоцкая (по фамилии матери); Тамара Иосифовна Агалакова (по отчиму) родилась 6 июня 1930 г. на станции Судженка Кемеровской области. Мать Тамары работала врачом, отца она не помнила, но отчима, который сделал многое для Тамары, она всегда боготворила: «Батя (так мы звали моего замечательного отчима) руководил театром, и в храме искусств я была и днем, и вечером. К тому же так случилось, что, еще учась в школе, я принимала участие в спектаклях театра», — читаем на страницах альбома-справочника С. В. Журавлева «Актеры Чувашии. Биографии». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»).

Будущую профессию девушка выбирала долго и с большими сомнениями: медицина, как у мамы, или театр, как у «бати». «Но, как всегда, все решил случай», — вспоминала актриса в интервью Рите Кирилловой «На грани жизни и сцены. Тамара Красотина», размещенном в журнале «TOP STIL» за март 2008 г. — «В городском театре шел спектакль о зенитчиках „Где-то в Москве“ В. Масс и М. Червинского. Мы в театральном кружке тоже его играли. И однажды, когда в Благовещенске проходило важное совещание, где были все главнокомандующие, даже Рокоссовский с Малиновским, этот спектакль заказали для гостей. И так случилось, что за два часа до начала спектакля актриса в театре ломает ногу. У всех паника. И наш режиссер предлагает на эту роль меня. Вечером приезжает за мной „рысак“, меня хватают и тащат на сцену. Мне 16 еще не было. Помню, что даже не волновалась. После спектакля на сцену выходит Рокоссовский, жмет мне руку и дарит огромную коробку конфет. Это был мой первый гонорар».

Выучиться на актрису в послевоенные годы было сложно — театральных учебных заведений рядом не было. И Тамара проходила свои «актерские университеты» в труппе Благовещенского областного драматического театра, при котором была организована студия. В театре в то время работало много эвакуированных артистов. В том же интервью Тамара Андреевна говорила: «Я гордилась, что тружусь с такими мастерами, и училась у них не только актерскому мастерству, но и культуре взаимоотношений. Эти уроки пригодились в жизни… Мне повезло, ведь мне было только 16, а актрисам, которые играли молодых героинь, было под сорок. Так что ролей мне сразу досталось много». Театральная карьера началась стремительно и активно, актриса была занята в таких спектаклях, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «Раскинулось море широко» В. Вишневского и других.

В 1948 г. Тамара Андреевна уехала в Новосибирск. Здесь главный режиссер драмтеатра Леонид Чарухин с первого дня доверял молодой актрисе главные роли в основном классического репертуара, такие, как Аннушка в спектакле «На бойком месте» А. Островского или Аленушка в «Аленьком цветочке» С. Аксакова.

И все же вскоре актриса получила приглашение в Сахалинский областной драматический театр, куда уехала в 1950 г. Тамара Андреевна приступила к работе в театре, организованном сразу после освобождения острова от японцев. Возглавил труппу МХАТовец с 25-летним стажем Борис Воронов. Артисты были приглашены со всего Советского Союза.

Чуть позже на остров из г. Ульяновска приехал талантливый артист, участник Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. Алексей Красотин. По признанию самого Алексея Павловича, знакомство с Тамарой Андреевной стало главным событием в его жизни. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились.

Тамара Андреевна была плотно занята в репертуаре театра. Вот что писалось в 1958 г. в характеристике на артистку Сахалинского государственного областного драматического театра им. А. П. Чехова: «Молодая одаренная артистка товарищ Красотина обладает хорошим легковоспламеняющимся темпераментом, глубоким чувством сценической веры и правды. Эти ее качества в соединении с увлеченностью, любовью к театру и трудолюбием позволили поручать ей ряд ответственных ролей. Обладает профессиональным мастерством, умением глубоко вскрывать сущность образа и находить яркую и интересную внешнюю форму. Товарищ Красотина, чутко воспринимает режиссерскую трактовку, вместе с тем не лишает образ свойственной ей индивидуальной краски. За казенными строчками официального документа того времени скрывается кропотливая работа молодой актрисы над интересными ролями в спектаклях: «Угрюм-река» В. Шишкова, «Отелло» В. Шекспира, «Семья» И. Попова, «Враги» М. Горького, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя, «Таня» А. Арбузова, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Без вины виноватые» А. Островского, «Свадебное путешествие» И. Дыховичного, «Последняя остановка» Э-М. Ремарка, «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, «В поисках радости» В. Розова и многих других.

Полные творческих сил молодые артисты много работали и строили семью, у Красотиных родился сын Владимир. «Все было замечательно, — вспоминает Тамара Красотина на страницах альбома С. В. Журавлева. — Но после цунами на Курилах я стала бояться там жить, хотелось на твердую землю, как говорили, «на материк».

В 1958 г. они переехали в Тюмень. В Тюменском драматическом театре артисты проработали всего год, но количество ролей очень впечатляет. Тамара Андреевна сыграла Настю в «Беде от нежного сердца» В. Соллогуба, Таню в «Сады цветут» В. Масса, Тину в «Битве в пути» Г. Николаевой, Анника в «Блудном сыне» Э. Раннета, Леночку в спектакле «В поисках радости» В. Розова и другие роли. В г. Тюмени артисты подружились с коллегой Петром Сергеевичем Вельяминовым. Через несколько лет судьба вновь сведет артистов на одной сцене — площадке Русского драмтеатра в Чебоксарах.

Вскоре Красотины уехали в г. Магнитогорск. Они попали в сильный коллектив, к замечательному режиссеру, влюбленному в театр, Анатолию Резинину. Создавая теплую доверительную атмосферу в театре, руководитель мог сделать работу праздником. Красотины интенсивно работали. Тамара Андреевна играла много главных ролей: Юстину в одноименном спектакле по пьесе Х. Вуолийоки, Валю в «Иркутской истории» А. Арбузова, Павлину в «Стряпухе» А. Софронова. После работы актрисы в спектакле «Девушка с веснушками» Тамара Андреевна даже получила письмо от автора пьесы с просьбой прислать фотографию в роли Глаши. Андрей Успенский писал: «Мне хочется поздравить Вас с успехом и поблагодарить за внимание, уделенное этой роли. Мне это весьма приятно, так как Глашу я люблю, да и вся пьеса, собственно говоря, «держится» на Глаше».

В 1965 г. семья Красотиных приехала в Чебоксары. Актеры были в поиске города, где могли бы не только творчески себя реализовать, но и климат которого подходил бы часто болеющему сыну. На традиционной в те времена театральной бирже в Москве артисты встретили П. С. Вельяминова. «С Петром мы встретились на театральной бирже. Он, конечно, Чебоксары очень хвалил: Волга, рыба, уютный зеленый город. Все так и было», — вспоминала Тамара Андреевна в статье Риты Кирилловой «Тамара Красотина: В театре «Ирония судьбы…» гораздо смешнее», размещенной в газете «Аргументы и факты. Чувашия» в январе 1999 г. Привлекал город и в творческом плане — без сомнения, Русский драмтеатр Чувашии испытывал расцвет: на сцене блистали признанные мастера: А. Григорова, В. Гудкова, А. Дуняк, М. Каширская Л. Козоровицкий., И. Пустовойтов, не первый сезон работали в театре А. Баулина и А. Славинский. Красотины органично влились в труппу, и очень скоро чебоксарская публика оценила «приобретение» театра. Алексей Красотин получил сразу несколько ролей в спектаклях современного и классического репертуара. Была востребована и Тамара Андреевна. Уже в 1970 г. она стала заслуженной артисткой Чувашской АССР. С самого приезда актриса была плотно занята в репертуаре. «Я и приехала сюда на положение молодой героини. Всегда играла очень много», — отвечала актриса на вопрос Р. Кириловой в вышеуказанной статье. (БУ «ГАСИ ЧР». КЭАД. Оп. 1. Ед. хр. 29. Ед. уч. 11466. jpg.). К этому времени ее успела полюбить чебоксарская публика за роли криминалиста Дьячковой в «Комиссаре милиции» А. Данилова, Матери в «Криминальном танго» Э. Раннета, Капитолины Марковны в «Дыме» И. Тургенева, Бретт в спектакле «В двух шагах от экватора» И. Куприянова. Особенно обаятельной была Надя Шевелева в комедии «С легким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в исполнении Тамары Красотиной. Там же актриса говорила, что «спектакль был гораздо смешнее фильма. Зрители хохотали не только на сцене в бане, они на протяжении всего спектакля все время со стульев валились». (БУ «ГАСИ ЧР». КЭАД. Оп. 1. Ед. хр. 29. Ед. уч. 11466. jpg.).

Творческой биографии Тамары Красотиной в Русском драмтеатре Чебоксар может позавидовать любая актриса. Главные роли и роли второго плана с блеском воплощались на сцене: Серафина в «Татуированной розе» Т. Уильямса, Мамаева в комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Императрица Екатерина II в «Любовь — книга золотая» А. Толстого, Королева Мария в «Марии Тюдор» В. Гюго, и многие другие. Почетного звания «Народная артистка Чувашской АССР» Тамара Красотина удостоена в 1982 г.

Творческие судьбы актеров Красотиных плотно переплетены, и зачастую Алексей Павлович и Тамара Андреевна были партнерами на сцене. Так было в спектаклях «Характеры» В. Шукшина, «Когда б имел златые горы…» М. Зуева и А. Марина и многих других. В 1991 г. Русский драмтеатр взял в репертуар пьесу Д. Маррелла «Смех лангусты». На сцене всего два героя, что накладывает на артистов особую ответственность. Дуэт Красотиных великолепно справился с задачей — история жизни и творчества великой Сары Бернар, записанная ее секретарем Жоржем Питу, смотрелась на одном дыхании и не могла оставить публику равнодушной.

«Талантливый человек талантлив во всем», и Красотины не раз подтвердили это высказывание, в Русском драмтеатре Алексей Павлович выступал в роли режиссера, и даже художника-постановщика, вел общественную работу, а когда это было необходимо, не побоялся взять на себя ответственность стать директором театра. Тамара Андреевна пробовала себя в детской драматургии, ее пьеса «Сказка про Марину-Рябину, да про Ивана-Доброго молодца» получила высокие отзывы на республиканском конкурсе пьес, посвященном 60-летию Октября и в 1978 г. была рекомендована Министерством культуры Чувашской АССР для распространения Всесоюзному агентству по авторским правам. Многие годы Тамара Андреевна очень продуктивно работала в профсоюзном комитете родного театра.

На Республиканском театральном конкурсе «Чěнтěрлě чаршав» (Узорчатый занавес) она дважды получала премию за лучшую женскую роль: в 1998 г. — за Гурмыжскую в «Лесе» А. Островского и в 2006 г. — за Графиню в «Пиковой даме» А. Пушкина. Спектакли с участием актрисы всегда пользовались неизменным интересом публики: «Женитьба» Н. Гоголя, «Последний срок» В. Распутина, «Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика.

Тамара Андреевна не смотря на возраст, плодотворно работала на подмостках вплоть до самого ухода из жизни 10 июня 2010 г.

2 июня 2010 г. отмечал свой 90-летний юбилей народный артист РСФСР Алексей Павлович Красотин, а через несколько дней, 6 июня, исполнилось 80 лет его жене, народной артистке Чувашии Тамаре Андреевне Красотиной. Сама судьба свела этих замечательных людей, почти 60 лет рука об руку шли они по жизненной дороге. К знаменательным юбилеям архивистами был создан электронный фотоальбом «Красотины: и жизнь, и сцена — на двоих!». Издание было подготовлено на основе коллекции документов из семейного архива юбиляров и архива Русского драмтеатра Чувашии. В альбом вошли документы, отражающие творческую и общественную деятельность артистов, частную жизнь семьи. Альбом состоит из трех разделов, отражающих основные этапы в жизни творческой семьи. Раздел «Актер не профессия, а судьба» отражает период 1920—1950 гг., когда юноша и девушка, выбрав нелегкий актерский труд, определили своё будущее на двоих. В раздел вошли семейные фотографии и снимки из первых театров, где пробовали себя начинающие артисты. В разделе «Рука в руке — по жизненной дороге. 1950−1965 гг.» представлены фотографии, отражающие работу актерской пары в театрах Сахалина, Тюмени и Магнитогорска. В разделе «Театр, который стал родным» размещены снимки, отражающие историю Русского драмтеатра Чувашии, семейные фотографии Красотиных. В альбоме есть приложение с программами спектаклей разных театров, в создании которых принимали участие Красотины, приложение с копиями наградных документов юбиляров. Так же отдельными списками даны актерские и режиссерские работы Красотиных. Когда издание было уже готово, пришла печальная весть о смерти Тамары Андреевны Красотиной. Архивисты посвятили электронный фотоальбом «Красотины: и жизнь, и сцена — на двоих!» памяти актрисы. Сейчас издание хранится в фондах БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики».

Сегодня традиции уникальной для Чувашии династии театральных актеров, носящих звание «народный» продолжает сын Тамары Андреевны Владимир. На счету режиссера-постановщика Государственного ордена «Знак Почета» русского драматического театра Чувашской Республики, народного артиста Чувашской Республики Владимира Алексеевича Красотина более 40 ролей и более 60 спектаклей, поставленных на сцене родного театра и других сценических площадках.

Благодарим за материал государственный архив современной истории и Кочешкову Веронику Геннадьевну за предоставленный материал.

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2010–2025 Государственный ордена «Знак Почета» русский драматический театр
Authorization