В декабре 2021 года главным режиссёром Русского драматического театра стал российский актёр, режиссёр Александр Кладько. Выпускник СПбГАТИ по специальностям «артист драматического театра и кино» и «режиссер драматического театра» в 2015 г., он стал главным режиссером, а потом и художественным руководителем Псковского театра драмы им. Пушкина, ставил спектакли в Германии, Эстонии, Китае, России — более 50 спектаклей по всему миру. Многие из них стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей, получив престижные призы. Первая премьера в нашем театре в режиссуре Александра Кладько состоится 15 апреля, и это будет спектакль по двум знаменитым одноактным пьесам-шуткам А. Чехова — «Предложение» и «Медведь» под названием «Две шутки Чехова».
Мы поговорили с Александром Ивановичем о том, что за явление современный театр и современная драматургия, о литературе, о вдохновении и выборе драматургического материала.
Александр Иванович, здравствуйте. Рады приветствовать Вас в дружной семье Русского драматического театра. Давайте сразу с места в карьер.-Что главное в актере?-Для меня это — восприимчивость, то, что Эфрос называл «тонкокожестью». Если этого нет, то в эту профессию лучше не ходить. Чувство меры, потому что это очень редкое и трудновоспитуемое качество. Его отсутствие делает актёра однообразным и примитивным. Объём личности, потому что зритель приходит смотреть не на Гамлета, а на то, как его играет Высоцкий, Козаков или Смоктуновский. Великий театральный педагог Аркадий Кацман сказал: «Каждый художник определяется размерами своего сердца, желанием что-то сказать, что-то донести этому миру». Равнодушие высушивает актёра, делает из него циничного ремесленника. Это одна из болезней современного актёра. Он мало читает, мало чем интересуется и реализует свои амбиции в первую очередь в самопиаре. Интернет ликвидировал родовые муки актёра на пути к славе. Актёр не должен быть пустой оболочкой с чужим текстом на языке, он должен транслировать какое-то человеческое содержание. Потому что трансляция пустоты бессмысленна! И конечно же, актёр должен быть командным человеком. Наше искусство — искусство коллективное. И надо уметь на алтарь общего дела положить свои амбиции и обиды. Часто приходится слышать: «вы не обращайте внимания на наши отношения, на сцене я всё сыграю!» Я в это не верю. Мой опыт показывает, что без искреннего прощения сыграть хорошие отношения невозможно. Энергия материальна. Негативную энергию не скрыть улыбкой. Сцена — это лобное место! На ней всё видно!
-Актер должен быть послушным?-Я бы сказал, он должен быть не послушным, а открытым к диалогу. Бездумная послушность — не продуктивна. Это такая же крайность, как и радикальная самодостаточность какого-нибудь самоуверенного артиста, который закрыт и ничего не слышит кроме своего голоса. Репетировать с такими артистами — это сизифов труд. Кроме усталости ничего не приобретаешь.
--Театр должен быть, может быть коммерчески прибыльным делом?-Хотелось бы, чтобы театр был прибыльным, но история театра показывает, что такого никогда не было. Даже самые успешные театры всегда были не рентабельны. Русский театр исторически развивался как особое духовное пространство. И если мы не хотим, чтобы он окончательно превратился в сферу обслуживания, то без поддержки спонсоров и государства театр не сможет существовать. Не сможет идти в ногу со временем и быть актуальным. Общество быстро развивается, и сейчас даже сетчатка глаза у зрителя другая. Зритель избалован эффектами, технологиями, и конкурировать театру за зрителя с интернетом, с телевидением, с кино очень сложно. Поэтому, конечно, если у театра связаны руки финансово, ему очень сложно вести эту конкурентную борьбу за зрителя. Невозможно все спектакли ставить только на двух стульях и в черном кабинете. Где-то это хорошо и даже нужно, но есть материал, который требует более сложного технологического решения. И если мы хотим действительно поднять Русский театр Чувашии на качественно другой уровень развития, то без серьёзной поддержки городского и республиканского руководства ему не обойтись. Здание морально устарело и технические возможности театра остались где-то в 70-х годах прошлого века! Это единственный русский театр в республике, у него есть своя уникальная история и работоспособная талантливая труппа, жаждущая перемен. И мне кажется, он заслужил право на обновление! Уверен, этого давно ждут и зрители.
-Как Вы думаете, сейчас время для какой драматургии? Какие темы сейчас актуальны?-Вообще драматургия и драматурги всегда в долгу перед театром. Потому что Чеховы и Вампиловы не рождаются каждые 10 лет. И хороших пьес всегда мало. Если они появляются, их ставят все, и изнашивают до дыр. Какие пьесы сейчас актуальны? Мне кажется, что сейчас актуальна драматургия абсурда. Так как всё то, что сейчас творится в мире очень похоже на абсурд, причем крайне агрессивного толка. Не философско-экзистенциальный, какой был у Ионеско и Мрожека после Великой Отечественной войны, с желанием разобраться- что же это такое было? А целенаправленно-самоубийственный абсурд! Но лично мне всегда была интересна драматургия, которая пишется для людей и про людей. Я бы назвал её «тёплой» драматургией, без дешёвых политических провокаций и грязи. Посмотрите на советскую драматургию, тот же Вампилов, Володин, Арбузов, Розов и др. Она сейчас возвращается, потому что очень востребована зрителем. Она писалась людьми, жизнь которых пропустили через историческую мясорубку. Они знали цену и слову, и жизни, они искали ответы на «правильные» вопросы, как говорил великий философ и мыслитель 20 века Григорий Померанц. Он делил вопросы на «правильные» и «неправильные». Правильными он называл те вопросы, которые не имеют простых ответов. Мне кажется, что только такие вопросы, «правильные», современные драматурги и должны ставить перед собой, вскрывая новые смыслы. А не гоняться за дешёвой и быстрой «славкой».
Чем вы руководствуетесь, когда выбираете пьесу?-Пьеса должна носить гуманистический характер, там должны быть хорошо прописаны характеры, она должна быть театральной, а не литературной. То есть действенной. В идеале там должен быть образный язык, остроумные диалоги и острые ситуации.
-Несколько банальный вопрос, но — откуда Вы черпаете вдохновение? Что Вас заряжает, мотивирует?-Интересный глубокий материал, созерцание жизни и люди с которыми работаю. Мне важно, чтобы была команда, горящая работой.
-Вы выбрали Чехова для нас. Почему именно он, и ложится ли он на нашу труппу?-Потому что он ложится на вашу труппу и потому что Чехова много не бывает. Это будет классически решённая постановка, без новомодных экспериментов, но без скуки и нафталина. С тонким Чеховским юмором и интересными актёрскими работами. Актёры репетируют с удовольствием и с азартом. Я ими очень доволен. Уверен, спектакль будет пользоваться популярностью у зрителя.
Как Вы думаете, стоит идти на поводу у публики, делать то, что будет коммерчески успешно, или режиссер сражается за что-то другое?-Мне кажется фраза «идти на поводу у зрителя» — не совсем корректна. Она подразумевает, что зритель глупее нас и не надо идти на его поводу, показывая ему только то, что он хочет. Да, многие приходят отдохнуть и посмотреть лёгкую комедию. Но, во-первых, хорошую комедию поставить большой труд, и не каждый режиссер это сможет сделать, да ещё тонко и со вкусом. Во-вторых, зритель в театр ходит очень разный. В зале сидят и профессора, и кандидаты наук, и философы, и конструкторы, и филологи, и писатели и т. д. и т. п. Почему какой-нибудь молодой режиссер со своим очень узким театральным образованием считаем себя умнее их? А посмотрите на полные залы на серьезных спектаклях по произведениям Толстого, Достоевского, Бунина, Олби, Стринберга и того же Чехова! Так о каком «поводке» мы говорим? Сегодня зачастую зритель умнее и тоньше режиссёра, который почему-то возомнил себя мессией и бросает в зал, как в мусорное ведро, все свои комплексы, невежество и духовные нечистоты. И когда зритель этого не принимает, то «творцы» обижаются! Но позвольте, человек тратит свои деньги и время и приходит в театр не для того, чтобы ему показали что-то, в лучшем случае, непрофессионально слепленное, а в худшем — ещё и нечто оскорбительное! Если вы приватизировали себе право на «истину в последней инстанции», то у зрителя есть право эту «истину» не принимать! Я уже не говорю о том, что зритель — это полноценный соавтор спектакля. Я думаю, что театр должен быть разным, но при этом он не должен быть оскорбительным для человека, сидящего в зале. Сегодня зачастую люди бояться ходить в театр, «потому что никогда не знаешь, на что нарвёшься!» — так сказала мне одна зрительница. И в этом мы виноваты. Все, что мы делаем, должно быть уважительно по отношению к зрителю… Более того, мне кажется спектакль — это приглашение к разговору на тему, а не умничанье с позиции «я так вижу, и мне плевать на ваше мнение!» Театр без границ -страшное зрелище! С границами — цензура. Правда заключается в том, что цензура необходима! Только установить мы должны её себе сами. Но в этом и есть главная сложность.
— Искусство — это про воспитание? Должно ли оно воспитывать, или все же это вещь в себе, и оно ничего никому не должно?— Искусство — это про то, про что вы хотите! И как хотите. Для меня морально-эстетический аспект важен. Для кого-то нет. Вопрос в другом. Разговор идет об ответственности. Если ты работаешь в государственном театре, то ты должен принять определённые правила игры. Не нравится — открывай частный театр имени себя, за свои деньги и делай там что хочешь. Только не нарушай конституцию. И это абсолютно справедливо. Но если ты пошёл работать в государственное учреждение, ты получаешь деньги от государства (зачастую очень немаленькие!), то ты берёшь на себя некие обязательства. Ты должен понимать, что теперь всё, что ты будешь делать в театре -это теперь не только твое частное дело. Ты теперь представляешь государственное учреждение культуры. И зритель, платящий налоги государству, имеет право потребовать от этого государства, чтобы его дети были ограждены от пошлости и бездумного самоутверждения. Как гласит народная мудрость: «Либо штаны надень, либо крест сними!» Всё просто.
-Какая литература Вам интересна?-Вся, что без мата и в которой есть попытка какого-то глубинного исследования человеческой психологии, попытка постижения какого-то явления, выходящего за рамки быта.
— Есть ли у Вас самый главный режиссерский прием, который всегда срабатывает в работе с артистами, или универсальных ключей нет?-Ну я бы не назвал это приемом. Строго говоря, это скорее позиция. Всё, что я делаю, я делаю искренне. Я пытаюсь быть честным с артистами, не играю с ними в игры. Кто-то из режиссеров любит жёстко под себя всех загнать, есть, которые любят «бегать между струйками». Я себя со стороны не вижу, мне сложно судить, но мне комфортно работать, когда я искренен. Пытаюсь быть со всеми максимально честным.
-Спектакль должен оставлять ощущение катарсиса? Или театр — не всегда территория счастья?-Хороший вопрос. Думаю, театр всё-таки не всегда территория счастья. Для начала надо еще понять, что такое счастье и есть ли оно в чистом виде? Ведь оно у каждого своё. «На свете счастья нет, но есть покой и воля!» И потом, кто сказал, что катарсис — это всегда счастье? Очищение может быть и болезненным. И не радостным. Очистившись, человек может такое про себя узнать, что и не рад будет этому знанию. Но это не значит, что каждый спектакль должен вести к этому. Очищение — это работа, духовная, душевная, поэтому да, не всегда театр это территория счастья. Но это точно территория сопричастности к чему-то большему, чем ты сам. Для тех, кто ходит в театр, почему-то важно сопереживать и смеяться сообща. Не дома на диване, а вместе. В этой соборности, наверное, и заключается сила той территории, которая называется театром! Но все-таки хочется, чтобы выходя из зала, у зрителя на душе оставался если и не катарсис, то хотя бы свет надежды. Я убежден, что лучше один раз зажечь свечу, чем каждый раз ругать темноту.