Онлайн трансляции спектаклей
Сайт театра
(8352) 57-29-83 (касса)

Классический театр в современном мире // Чебоксарские новости

Уважаемые зрители!

Перед открытием 102-го театрального сезона корреспондент газеты «Чебоксарские новости» взял интервью у директора Русского драматического театра Дмитрия Капустина. Обсуждение затронуло множество тем: как Дмитрий Капустин «пришел» в театральное искусство, каким он видит будущее Русского драматического театра, что важно и чего не приемлет театральном искусстве. Интервью получилось интересным, объемным и очень информативным. Предлагаем его вашему вниманию.

Беседовала Мила Яковлева.

Классический театр фундаментален по своей сути. Но время не стоит на месте и порой диктует свои требования в подходе к зрителям. При этом процесс внедрения современных технологий в деятельность театра не должен затрагивать его основу. Сегодняшний наш собеседник — Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, директор Русского драматического театра Дмитрий Владимирович Капустин.

Русский драматический театр — один из старейших профессиональных театров Чувашской Республики. Несмотря на то, что весь коллектив театра находится в отпуске, его директора мы застали на рабочем месте. Дмитрий Владимирович Капустин оказался очень интересным человеком, увлеченным своим делом и искренне болеющим за вверенный ему театр. Наша беседа, иногда переходящая в монолог, была очень содержательной и увлекательной, затрагивающей не только жизненные перипетии директора Русского драматического театра, но и жизни театра в целом. Кстати, он участвует в городском конкурсе «Общественное признание».

Так кто же такой директор АУ «Русский драматический театр» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Дмитрий Капустин?

Дмитрия Владимировича можно назвать человеком судьбы. Родился и вырос в Чебоксарах. Как он сам признаётся, судьба иной раз так круто меняла свой вектор, что в дальнейшем и предопределяло его жизненный путь.

Всю свою жизнь, начиная с очень юного возраста, Дмитрий хотел стать артистом. Его первая роль — роль Колобка в детском саду. Но осознание театра как искусства пришло в школьные годы.

— Я хорошо помню свое первое посещение Чувашского государственного театра оперы и балета, где работала моя мама, — вспоминает Капустин. — Первое, что произвело на меня неизгладимое впечатление по масштабу декораций, по музыке, по свету, по количеству людей на сцене — опера «Иоланта». Мне казалось, что красивее ничего быть не может. Я был заворожён этим зрелищем. Всю дорогу домой молчал, а мама, видя моё состояние, ничего не говорила. Только на следующий день я начал задавать вопросы, а она на них подробно отвечала. Также в этот период мне очень нравилась опера «Трубадур».

Но затем я стал увлекаться драматическим театром. И когда в школе, где я учился, была создана театральная студия, я был среди первых, кто стал там заниматься. Сначала всё начиналось с каких-то литературных тематических монтажей, потом переросло в полноценные спектакли с изготовлением декораций, пошивом костюмов. Директор школы № 50 Галина Ивановна Петрова всячески поддерживала в нас это стремление и не запрещала оставаться допоздна в школе: мы до полуночи сидели в каморке «что за актовым залом», кроили костюмы из старых вещей, изготавливали декорации и раскрашивали их.

При этом были безмерно счастливы. Единение людей, варившихся в школьном театре, осталось с нами на всю жизнь. До сих пор мы поддерживаем эту связь, встречаемся, ходим в гости домой и на премьеры в Руссдрам. Дружба театральная переросла в дружбу на долгие годы. После окончания школы Дмитрий Капустин на протяжении четырех лет пытался поступить в театральное училище им. Собольщикова — Самарина (ныне им. Евгения Евстигнеева г. Нижний Новгород). И четыре года подряд под любым предлогом слетал с третьего финального тура.

— Я не могу объяснить, почему это происходило, — говорит Дмитрий Владимирович, — может, звезды так складывались. Мне так обидно было, что на следующий год я решил поступить на режиссерский факультет. И поступил с первого раза в Санкт-Петербургский государственный институт культуры (который за пять лет моей учёбы несколько раз менял название), на специальность «Режиссура театрализованных представлений и массовых праздников», основная специализация «Стадионная режиссура.

О своем выборе Капустин ни разу не пожалел. Его педагоги — люди, вошедшие в анналы данной специализации и стоявшие у ее истоков, например, драматург Даниил Натанович Аль, который наравне с Даниилом Граниным является визитной карточкой Петербуржской драматургии. Одиннадцать лет назад судьба Дмитрия Капустина снова сделала поворот, и он вернулся в родной город. Четыре года назад очередной виток — Капустин возглавил Русский драматический театр.

Его приход выпал на очень непростое для всех и театра в частности время: накануне всемирной пандемии. Так называемые «ковидные времена» театр пережил тяжело, но выстоял. По признанию Капустина, за время вынужденного карантина артисты немного потеряли форму, некоторым даже пришлось перешивать костюмы, а кто-то заново учил тексты, тренируя память. Но все трудности были преодолены, и коллектив театра в полном составе продолжает свою работу и сейчас.

Вот уже пятый год Дмитрий Владимирович возглавляет Русский драматический театр в Чебоксарах. За это время РДТ очень преобразился: появились современные ноты в его жизни, но фундамент театра остался незыблем.

— Сев в кресло директора, — рассказывает Дмитрий Капустин, — я понимал, что театр требовал реорганизации, нового дыхания, нового подхода к выбору репертуара, нового взгляда на режиссуру театральных постановок. Время не стоит на месте, и зритель предъявляет более высокие требования к тому, за что он платит и что он видит на сцене. Помимо всего прочего, театр — это не только то место, куда человек приходит развлечься. Театр — это социокультурный институт, мы же ещё занимаемся воспитанием молодого зрителя. Ведь очень верно выстроенный репертуар даёт нам надежду на то, что молодой зритель, впервые пришедший в наш театр, не получит «милую прививку ненависти к театру» и захочет сюда прийти вновь в более зрелом возрасте. Это большая ответственность. Говоря о достижениях возглавляемого им театра, Дмитрий Капустин подчёркивает, что это также и заслуга замечательного коллектива:

— Это не только актёры, но и сотрудники, и администрация театра. Это ведущий маркетолог, это настоящие профессионалы, работающие в наших цехах и заслуживающие величайшего уважения. Очень многие театры в нашей стране не могут похвастаться производством спектаклей полного цикла: выстраивание декораций, их окрашивание, изготовление бутафории, пошив костюмов, изготовление головных уборов и париков.

Мы только обувь и особо сложные парики делаем на заказ. У нас даже есть свой мастер-сварщик металлических конструкций. Я рад, что такие мастера работают в нашем коллективе.

В этом году открытие нового — 102-го театрального сезона начнется раньше обычного — 15 августа. Накануне празднования юбилея города, состоится спектакль «Пиковая дама». Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что будет аншлаг, так как билеты в партер уже раскуплены.

Премьера спектакля «Пиковая дама» триумфально состоялась в прошлом сезоне 29 февраля. Эта дата для первого показа, по словам Дмитрия Капустина, была выбрана не случайно: «Пиковая дама» — мистическая драма, которая должна была быть презентована зрителям в день, появляющийся в календаре один раз в четыре года.

— Как показывают и продажа билетов, и отзывы зрителей в Интернете, — рассказывает директор Русского драматического театра Дмитрий Капустин, — это один из самых востребованных спектаклей нашего репертуара.

Он получился очень кинематографичным: красивые костюмы из дорогих тканей, прекрасные декорации и, конечно же, актерский состав! 100% попадание артистов в образы и выбранные роли. Например, Александр Смышляев, Заслуженный артист Чувашии, играет Германа. Это артист с потрясающей органикой, очень богатым набором актерских компетенций, которые он успешно раскрывает в своем многообразии жанров. Ему подвластно абсолютно все: от драмы до комедии. Он может быть ироничным, трагическим, гадким и даже омерзительным.

И всё это идёт через какое-то такое холодное актёрское обаяние… Статусу ведущего артиста театра Александр Смышляев соответствует полностью.

В 2023 году АУ «Русский драматический театр» Министерства культуры Чувашии под руководством Дмитрия Капустина стал абсолютным лидером Чувашской Республики по реализации программы «Пушкинская карта». У РДТ имеются свои соцсети: госпаблик театра занимает 1-е место в рейтинге по Чувашской Республике, а также входит в тридцатку ТОП-лучших госпабликов России. Русский драматический театр является победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России-2023» в номинации «Лучшие учреждения культуры и искусства».

В стартующем театральном сезоне зрителям, по традиции, покажут новые спектакли. Этим летом Руссдраму Министерством культуры России был одобрен грант на постановку по повести Александра Пушкина «Станционный смотритель». Данный спектакль появится на сцене уже в ноябре. «Он будет довольно интересный. Открою секрет: в нём появятся такие персонажи, как «деревенские» и «городские лошади», они же «балерины», — смеётся Дмитрий Владимирович. Режиссировать «Станционного смотрителя» будет режиссёр театра им. В. М. Шукшина (г. Барнаул) Максим Астафьев, с которым РДТ будет сотрудничать впервые.

Также чебоксарского зрителя ожидает Чеховский «Дядя Ваня», режиссёром которого выступит Олег Куликов (г. Санкт-Петербург), а также «Тартюф», в постановке Андрея Белозёрова (г. Казань).

Если говорить о выпускаемых российскими театрами новых спектаклях в рамках государственного заказа, то их должно быть не менее пяти. Но за то всё время, пока Капустин стоит у руля театра, план ни разу не был выполнен «по минимуму», он всегда перевыполнялся: каждый год театр ставил шесть, семь, а иногда и восемь новых спектаклей! Как считает сам директор РДТ, это стало возможным по нескольким причинам: прекрасный коллектив театра, получение различных грантов как от руководства Чувашской Республики и Министерства культуры РФ, а также всевозможных грантов для совместных работ с некоммерческими организациями. Стоит признать, что на сегодняшний день те спектакли, которые идут с большим успехом и привлекли в театр нового зрителя, поставлены в период с 2020 по 2024 год.

Окупаемость постановки нового произведения у среднестатистического театра России, в городе с населением до полумиллиона человек, происходит в течение полутора лет. Русский драмтеатр в Чебоксарах вложенные средства в свои премьеры возвращает максимум за девять месяцев: за сезон театр посещают больше ста тысяч человек при 400 посадочных мест в зрительном зале. Есть в жизни театра и такие пьесы, которые на «зашли» зрителю.

— У нас есть один такой спектакль, — делится Дмитрий Владимирович, — где, по всем законам жанра, он должен был взлететь. И постановка на должном уровне, и режиссер замечательный, и актерский состав замечательно подобран, и декорации отличные, и музыка авторская — но… Зритель этот спектакль не понимает и не принимает. Почему так, не могу объяснить… Это спектакль — загадка. Люди же у нас не любят загадки. Должно быть всё чётко и понятно. Я не говорю о том, что это плохо, я говорю о том, что это просто есть и это надо принять. На этом примере как раз и проявляется наше отношение к театральному искусству.

Как человек, воспитанный в духе традиционной школы драматургии, Дмитрий Капустин, не приветствует тот факт, когда некоторые современные режиссеры и сценаристы переиначивают классические произведения на свой лад, и от классики остается только одно название. «Мое мнение, — рассуждает Д. Капустин, — если мы работаем с классическим автором, особенно автором драматургическим, с произведением, написанным специально для театра, мы должны очень бережно относиться к первоисточнику с точки зрения образа, форм, фабулы. И если режиссёр что и привносит своё, то делать это надо с большим уважением к автору.

К сожалению, мы сейчас часто видим самоутверждение себя как постановщика на имени «классика», которому не одна сотня лет. Как правило, эту фальшь, эту подмену видно сразу, ещё на этапе прочтения инсценировки. И когда молодые режиссёры, дабы привлечь к себе пристальное внимание, начинают пользоваться приёмами эпатажа и «на грани», это всё категорически отвергается. Потому что мы, как социокультурный институт, хотим сохранить театр местом высокой культуры, после посещения которого у зрителя не возникало желание «пойти умыться». Театральную жизнь невозможно представить без гастролей.

Русский драматический театр в новом сезоне в рамках федерального проекта «Большие гастроли» поменяется сценами с Тамбовским театром, а после четырёхдневного отдыха отправится в Рязанский драматический театр. А уже после премьеры «Станционного смотрителя» театр уезжает в Йошкар-Олу на фестиваль «Мост дружбы», на котором порядка двадцати лет является постоянным участником.

С большим успехом проходит новогодний гастрольный тур, в котором показывается новогодняя сказка прошлого сезона. Турне проходит в муниципальных округах и городах нашей республики. Но по приглашению артисты выезжают и в соседние области и республики.

Мечта директора РДТ Дмитрия Капустина — выехать в международный гастрольный тур: Киргизию, Казахстан, Белоруссию.

— Еще раз хочется побывать во Владикавказе, — рассказывает Капустин. — В прошлом году мы там были в рамках фестиваля «Театральная осень», показывали спектакль Петра Гладилина «Музыка для толстых». Был аншлаг! Остальные театры, представленные на фестивале, показывали строгие классические произведения, и тут мы — с комедией. Думали, зал не соберем. Но перед началом спектакля оставалось три свободных места, которые за полчаса до начала были выкуплены. Дмитрий Капустин сожалеет, что возглавляемый им театр очень мало гастролирует по родной республике. На то есть свои причины: не каждый муниципальный округ

может принять столь многочисленный коллектив со всем объёмом декораций и реквизита.

В рамках празднования своего столетия театр, на выделенные Главой Чувашской Республики средства, приобрел современное световое и видеопроекционное оборудование. С его помощью на сцене театра теперь разворачиваются «живые» картины. В репертуаре есть спектакль

«Живые сказки древнего народа», где в одной из сцен артист сражается с 3-D Драконом. Когда как драконья голова вылезает из экрана, дети от этого зрелища приходят в полный восторг. «Когда гастролирующий у нас театр спрашивает о наличии хоть какого-либо проектора, мы отвечаем, что у нас есть ДВА лазерных проектора!», — с некой долей хвастовства говорит Капустин.

Однозначно театр идёт в ногу со временем. Эти перемены можно ощутить уже в фойе театра, где на постоянной основе проходят тематические выставки. Кроме того, на площади перед входом в театр в рамках объявленного Года экологии в Чувашской Республике по собственной инициативе и на вырученные средства театральным руководством организована выставка по данной тематике. Выставка нашла отклик в сердцах зрителей, которые размещают фотографии с неё в своих социальных сетях. Несмотря на то, что в Чебоксарах помимо Русского драматического театра, существует ещё 5 государственных профессиональных театров, какой-либо конкурентной борьбы за внимание зрителей не существует: у каждого театра своя аудитория, которая может плавно переходить из одного зала в другой. Точно так же нет недостатка в кадровом вопросе:

— Да, артист — товар штучный. Сейчас получение профессии актёра поставлено на поток, зачастую коммерческий, — рассуждает Дмитрий Капустин. — Что, вполне возможно, закономерно в нашем современном мире, где имеется огромное количество молодых, амбициозных людей, считающих, что именно они те, что нужны русскому театру. Учатся, получают диплом любой ценой, а потом при первом же прослушивании не могут подтвердить свои компетенции. За «платно» берут учиться всех, а за «бесплатно» — всего шесть-семь человек на курс… Именно они становятся настоящими артистами.

Я считаю, прежде чем сделать выбор в пользу театра, им нужно настолько «заболеть», причем с детства, чтобы понять: ничего, кроме этой стези, мне не интересно. На алтарь искусства кладётся здоровье, личная жизнь, которая растворяется в жизни театра. Вот тогда это актёр.

Кстати, у нас пополнение актёрского состава: в новом сезоне трое артистов — супружеская пара и ещё один выпускник Казанского театрального училища, приступят к работе.

30 января 2024 г. вице-премьер России Татьяна Голикова вручила коллективу Русского драматического театра, в лице директора Дмитрия Капустина, премию Министерства культуры России имени Фёдора Волкова.

В 2024 году русский драматический театр первый в Чувашской Республике среди учреждений культуры запустил мобильное приложение РДТ для смартфонов. И стал вторым театром в России на Google Play и пятым на AppStore, у которого есть своё собственное мобильное приложение.

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2010–2024 Государственный ордена «Знак Почета» русский драматический театр
Authorization