Конспект выступления журналиста Марины Романовой на обсуждении спектакля "Чехов-Club" (Государственный русский драматический театр, Чебоксары) на фестивале "Коляда-PLAYS"
"Если высказать свое впечатление о спектакле в двух словах (точнее, в четырех): содержания никакого, картинка изумительная. Начну с картинки.
Спектакль стартует ярко, энергично, сразу захватывая зрителей. Присутствие актеров в зале далеко не новшество (если не сказать острее), многое зависит от уместности и обыгранности. В данном спектакле эти качества присутствуют. Жанр заявлен как ревю, и постановка ему соответствует.
Для драматического театра подобный жанр (музыка плюс танец плюс реплики) изначально таит опасности: артисты не имеют профессионального музыкального и хореографического образования, а им приходится много танцевать, выполнять пластические этюды. И это удается. Удается двигаться выразительно и красиво, даже если это движения корявого тела. (Карикатурность, шаржированность и телесные кривляние выбраны стилем спектакля). Удивительно, но и искореженная дама исполняет свои па элегантно. Все отработано, один сюжет легко перетекает в другой, никаких заминок, динамичность и артистизм.
Небольшое отступление. На фестивале много молодых коллективов, которых мы ценим не за искусство (искусство в смысле высокий уровень мастерства), а за выдумку, азарт, эксперимент. Есть маститые театры, к ним подход строже, и мы видим, что не всегда они соответствуют по качеству продукта званию областных, государственных. Здесь же профессиональный уровень достаточно высок. Актерская игра в заданном формате не вызывает особых претензий. Удачные пластические решения. Внятная режиссура, качественная работа хореографа, поставленный свет – все подогнано, пригнано, соответствует одно другому. Как артистически меняются декорации! В самодеятельности такой театр не обвинишь. А профессионализм оправдывает очень многое.
Теперь о содержании. Мы вновь сталкиваемся с ситуацией, когда заявка не полностью соответствует реализации. Если у Чехова рассказы, которые взяты за основу, действительно разные, есть среди них сатирические, есть драматические, то в спектакле никакого драматизма не наблюдается. Говорить здесь о драматизме – кривить душой. Складывается ощущение, что Чехов был взят для сюжета, как повод. Надо что-то танцевать – будем танцевать Чехова. Тем более что под формат Комеди-клаб он подходит как никто другой с его компактными, смешными и грустными, всегда поучительными до болезненности от узнавания историями. Здесь же узнавания не происходит. Истории не выглядят актуальными, они не задевают, мы наблюдаем лишь комикование. Чехов используется как база для видеоряда. Различия между эпизодами практически нет. Заканчивается одна история, на сцене появляются другие артисты, мы понимаем, что начинается иной рассказ. Меняются герои – интонация остается.
Кому адресован спектакль? Ориентация на Комеди-клаб сразу привлекает часть зрительского электората, но часть безжалостно отсекает. Лично я никогда бы не пошла на то, что заявляется именно так.
Достоинство постановки в том, что ей удается пройти по грани вкуса и не упасть. Чего здесь нет, так это пошлости. Человек падает, споткнувшись о чемодан: казалось бы, что может быть пошлее. Однако смешно! Возможно, от пошлости оберегает материал, сам Чехов, известный борец с пошлостью, а также профессионализм создателей спектакля.
Я понимаю, публика желает таких постановок, красивых, легких, превосходно сотканных, не отягощенных смыслом, где есть узнаваемая музыкальная основа и используются узнаваемые приемы (оригинальные подходы практически отсутствуют), нет вопиющих штампов. Зрелище на сцене имеет право на существование, если оно качественно выполнено. Спектаклей, претендующих на препарирование проблем, и так достаточно.
Обычно картинка иллюстрирует содержание, передает его. Здесь содержание – повод для создания картинки. Если это было задумано авторами, то удалось. Если все-таки планировали рассказать историю «от Чехова» - удалось далеко не все".639 просмотров