Иллюстрация к повести «Станционный смотритель», 1988 г. Ольга Якутович.
Друзья, в 2024 году Россия, да и весь русскоязычный мир празднует юбилей русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Мы не остались в стороне и подали заявку на участие во Всероссийском конкурсе по поддержке новых постановок спектаклей к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, лауреатом которого и стали.
И потому, 22 ноября Русский драматический театр представит вашему вниманию премьеру спектакля «Станционный смотритель». А пока, предлагаем вам несколько материалов, которые, вероятно, будут интересны и дадут пищу для размышлений, более глубокое понимание первоисточника и просто пополнят знания о русском гении.
Повесть «Станционный смотритель» входит в цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написаны в 1830 году. Это первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка, рассказанных заявленному составителю Белкину различными «особами».
Как всякое гениальное произведение, «Повести Белкина», легко открывая себя читателю при первом прочтении, обнаруживают в себе нечто новое при каждом дальнейшем обращении к тексту.
«Повести Белкина» (установившееся сокращённое название книги) созданы в так называемую первую Болдинскую осень. После успешного сватовства к Наталье Гончаровой Пушкин отправился улаживать дела в выданное ему отцом по случаю женитьбы имение Большое Болдино (Нижегородская губерния), надеясь вскоре вернуться в Москву. Однако начавшаяся в городе эпидемия холеры и дорожные карантины задержали его на три месяца (с 3 сентября по 5 декабря 1830 года). Вынужденное ожидание оказалось самым счастливым и продуктивным временем в пушкинской творческой биографии.
Изданием книги занимался ректор Петербургского университета, профессор, историк литературы, критик и близкий друг Пушкина Пётр Плетнёв. Первое издание (конец октября 1831 года) вышло под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».
В «Повестях Белкина» находят целую библиотечку разнообразных литературных отсылок. «Станционный смотритель» очевидно ведёт к «Бедной Лизе» Карамзина (однако с переменой судьбы героини) и опять-таки к французской повести Жан-Франсуа Мармонтеля «Лоретта» (1761), неоднократно переводившейся на русский язык в конце ХVIII века (в том числе тем же Карамзиным). В «Лоретте» богатый и легкомысленный граф увозит дочь добродетельного фермера Базиля/Василия, но в конце концов, после перипетий, во многом совпадающих с пушкинской фабулой, женится на ней. И, конечно, ключевым мотивом этой повести оказывается притча о блудном сыне, лубочные картинки которой украшают «смиренную, но опрятную обитель» смотрителя.
Интересно, что современники Пушкина «Повести Белкина» не оценили, считая повести «изящной безделушкой», шалостью гения, а критик Виссарион Белинский вообще скажет, что это интересно, но не достойно руки поэта. Однако позднее этот цикл повестей стали называть чуть ли не началом русской прозы и именно с повестей Белкина начинает свою жизнь в русской литературе «маленький человек».
Вот как отзывался о «Повестях Белкина» писатель Сергей Довлатов.
«Читая Пушкина, видишь, что проза может обойтись без учёности, без философии и религии, даже без явной, подчёркнутой духовности. То есть достаточно как следует рассказать историю, житейский случай, и глубина жизни, её духовное содержание и всё прочее — проявятся сами собой. Чудо «Повестей Белкина» именно в том для меня, что это всего лишь «случаи из жизни», рассказанные без затей. Ни одну книгу я не перечитывал столько раз, сколько «Белкина», может, раз тридцать».
Довлатов плохого не посоветует. Читайте и приходите.
Купить билетПремьера спектакля «Станционный смотритель» состоится 22 ноября. Билеты в продаже. Касса: 57−29−83