В Русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Пиковая дама» по повести Александра Пушкина. Спектакль приурочен к 225-летию со дна рождения поэта и 190-летию первой публикации произведения. Режиссер спектакля — Алексей Доронин (г. Москва), художник- Людмила Доронина (г. Москва).
«Пиковая дама» — одно из произведений, которое вызвало высочайший интерес не только у современников Пушкина, но и в советском обществе, и у современных российских читателей. Для своего времени оно стало новаторским не только в творчестве Пушкина, но и для всей русской литературы.
Режиссер Алексей Доронин: «…такого готического ужаса, какой есть в Пиковой даме, ещё до Пушкина не сочинял никто. Он стал первым в русской литературе, кто реинкарнировал Наполеона и создал притчу о алчности и мономании, которая поработила человека».
По мнению режиссера, основная мысль, которая легла в основу и произведения, постановки, — выбор человека между добром и злом. Главному герою повести Германну была предоставлена возможность сделать выбор между чувствами и жаждой денег, любовью и алчностью. И отдавая предпочтение второму, он, переступив не только через себя, но и через чувства окружающих, в конечном итоге, проиграл.
Алексей Доронин: " …мистическая составляющая, таинственное в произведении — это обёртка, в которую необходимо завернуть простые и доступные мысли о том, что нечестное обогащение путём шантажа, обмана, топтания и оскорбления человеческого достоинства ведёт к полной деградации личности. Человеку в равной степени предоставляются все условия как для добрых дел, так и для злых, и право выбора всегда остаётся за самим человеком".
Повесть написана очень точным языком, в которой психологизм сочетается с мистической атмосферой. И задача постановочной группы была в том, чтобы сохранить это двуединство произведения — психологическую обоснованность поступков героев на фоне тайной недоброжелательной атмосферы («Пиковая дама — означает «тайная недоброжелательность», что вынесено Пушкиным в качестве эпиграфа), присутствия некой тайной третьей силы, которая всегда сопутствует, по мысли автора, тем, кто ступает на путь бесчеловечности и духовной распущенности.
Разнообразие локаций в произведении потребовало сложной декорации — конструктора. Используя современные постановочные приемы, режиссер не только обратился к стилистическим особенностям времен Пушкина, чтобы привлечь консервативного зрителя, но удивил и зрелищностью, которая была необходима, чтобы быть интересным молодежи, и дала возможность поддержать верную систему ценностей молодого зрителей.
Режиссер Алексей Доронин: «Декорация — конструктор включает в себя разнообразные технические фокусы, которые обогащает постановочные приёмы, столь необходимые для воплощения мистического эффекта произведения. Будучи внимательными к автору, мы считаем необходимым обслуживать его интересы, ибо в этом соединении литературного замысла и режиссёрского, в этом слиянии и двуединстве только и может быть заключён подлинный ключ к пониманию автора и его верного и талантливого сценического воплощения».
Спектакль был поставлен за 30 репетиционных «точек», а точнее, в общей сложности, за 10 дней в работе при занятости в 8 часов рабочего времени. Он получился игровым, кинематографичным, костюмным, а некоторые персонажи, которых автор показывает только в самом начале произведения, в спектакле сопровождают все действие.
Таким зрелищным спектакль получился в том числе и благодаря национальному проекту «Культура» в рамках которого в театр было поставлено световое и звуковое оборудование.
Поздравляем постановочную команду спектакля с премьерой и желаем постанове долгих лет на сцене Русского драматического театр!