С 22 марта 2023 года стартует XXIII республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес». Главный театральный конкурс республики проводится ежегодно с 2000 года Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и Союзом театральных деятелей Чувашии в целях привлечения внимания театральной и культурной общественности к наиболее ярким произведениям сценического искусства, поставленным в течение последнего календарного года, широкой пропаганды достижений театрального искусства разных жанров и видов.
По традиции профессиональные театральные коллективы республики представили на конкурс лучшие премьерные спектакли ушедшего 2022 года. Просматривать постановки будет жюри, состоящее из театральных критиков Москвы и известных театральных деятелей Чувашии. Жюри определит победителей в номинации «Лучшая мужская роль», «лучшая женская роль», «Лучшая роль второго плана», «Лучшая сценография», «Лучшее музыкальное оформление», «Лучший спектакль года», «Лучший спектакль для детей».
Государственный русский драматический театр принимает участие в конкурсе, представляя на суд экспертов две постановки: спектакль, уже завоевавший звание «Лучшее культурное событие 2022 года» по итогам интернет-голосования газеты «Советская Чувашия», «Братья Карамазовы» по одноименному роману Фёдора Достоевского (режиссёр — Олег Куликов, г. Санкт-Петербург, сценограф — Алексей Паненков, г. Екатеринбург) и спектакль, который обращен как детям, так и взрослым — «Маленький принц» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери (режиссёр — народный артист Чувашии Владимир Красотин, г. Чебоксары).
Сюжет романа «Братья Карамазовых» (последнего, пророческого и, как считается, самого депрессивного романа автора) — известен, пожалуй, каждому, кто имеет представление о том, кто такой Ф. Достоевский: загадка, связанная со смертью и кражей, полная накала и страстей любовная история, сложные психологические перипетии — все это вместилось в произведение. Эта история одной семьи со сложными внутренними связями и духовными поисками охватывает самые важные нравственные вопросы о Боге и бессмертии души. А в центре повествования — человек, терзаемый сомнениями, раздираемый страстями, жаждущий любви, власти, денег, мечущийся от добра ко злу, ищущий свой путь, свою веру, своего Бога. По мнению режиссёра-постановщика, Достоевский «сравним с „Войной и миром“. Этот роман — краеугольный камень русской жизни и всего русского. В этом романе поднимаются вопросы бога, отцеубийства, денег — темы, которые до этого дня не исчезли из нашей жизни». Воспринимая Достоевского как адепта тонкого, интеллектуального, саркастического юмора, человека, который погружает в свой мир, в свою эстетику, режиссёр создал спектакль, о котором, подводя итоги премьеры сказал так: «Мне кажется, что одна из тем нашего спектакля — всему в жизни есть цена. Мы за все свои грехи, за все свои добрые дела всегда расплачиваемся. Семья Карамазовых — это такой образчик средств нашей русской жизни сегодняшней, прошлой, я надеюсь, и будущей. Всегда стоит вопрос о том, готов ли человек оплатить ту цену своего поступка, своей жизни? Это такое нагромождение нерешенных вопросов, такое нагромождение нерешенных мыслей… … Мы бы хотели, чтобы наш зритель посмотрел спектакль, вдруг увидел себя и свои заблуждения, свои ненужные страхи, комплексы, черные мысли. Думаю, что Достоевский очищает, он выводит шлаки из нашей русской жизни, особенно сегодня, в наше время, когда в мире творится бог знает что. Мне кажется, что предельно необходим такой спектакль, который заставляет задуматься — а что мы творим… Этот спектакль должен смотреться зрителем под особым углом. Наша задача, чтобы публика и, в первую очередь, молодежь попыталась прочесть, познакомиться с автором. А с другой стороны, когда зритель выйдет после спектакля, нужно, чтобы он не думал о сюжете, а думал о том, что мы творим. И всего-то нужно обняться и расплакаться, и жизнь станет прекрасна».
Сократив романный оригинал до двух часов, режиссёр не теряет сути ни в чем — каждый из актеров исполняет свою тему ярко и мощно, постановочное решение выглядит абсолютно оправданным и оригинальным, и световая партитура спектакля — заслуживает особого внимания, как и музыкальное оформление.
Второй спектакль — история о госте с далекой звезды, действительно существующем в реальности, или бывшего плодом воображения потерпевшего крушения Лётчика, волнует сердца читателей и зрителей разных возрастов и разных стран мира. Не случайно произведение частый гость на театральной сцене. Одним из ярких представителей этого уникального театрального явления стал и спектакль Русского драматического театра. Однако здесь получилась совершенно особая история, рассчитанная не только на маленьких зрителей, безусловно, принявших волшебную историю о приключениях маленького мальчика, поссорившегося со своей Розой очень хорошо, но и на взрослых, которым стали близки искания летчика, воспоминания о прожитом, и понятна искусно вплетенная в повествование история любви самого автора. Именно поэтому постановщики решили, что спектакль будет идти как в дневное, так и в вечернее время.
Предельно лаконичные декорации: пространство- пустыня и последствия крушения самолёта, планета каждого из героев (сценограф — народный художник Чувашии Владимир Шведов), оформлено так, что это тот прекрасный случай, когда есть все, что позволяет пустить фантазию зрителя вскачь, и нет ничего лишнего. Музыкальное оформление и сложная световая партитура вторят замыслу режиссёра, становясь полноправным участником действа. Зрители неизменно получают впечатления от посещения маленькой планеты Принца, космическом месте обитания Короля без подданных, на планете Делового человека, Географа и Фонарщика, и видят ту самую красивую Розу в мире, ради которой Принц был готов отдать свою жизнь. Спектакль в жанре фэнтези, где появляются новые герои, с большой душевной теплотой звучит и грустно, и увлекательно, и философично. И каждый раз каждый из сидящих в зале пропускает эту историю через себя, подтверждением чему неизменно становится тишина зала, заполненного зрителями разных возрастов.
Государственный русский драматический театр приглашает зрителей на спектакли — впечатления от просмотра спектаклей останутся с вами надолго. Премьерные показы состоялись «Маленький принц» — 18 февраля и «Братья Карамазовы» — 30 сентября 2022 года.