Онлайн трансляции спектаклей
Сайт театра
(8352) 57-29-83 (касса)

«Театр живет во мне»: 105 лет Алексею Красотину

2 июня 2025

Уважаемые зрители, сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Алексея Павловича Красотина (1920−2021), актера, народного артиста РСФСР, заслуженного артиста Чувашской АССР, участника Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., актера Русского драматического театра.

Алексей Павлович Красотин родился 2 июня 1920 г. в с. Приимково Ростовского района Ярославской области. Он стал шестым ребенком в семье священника. Отец, Павел Николаевич, служил в Москве в храме Христа Спасителя. Мать, Ольга Павловна, воспитывала детей и занималась хозяйством. После разрушения храма отца перевели в Новосибирск, а в 1936 г. семья переехала к нему.

Стать артистом Алексей Павлович мечтал с детства: «Помню, с каким восторгом моя мама рассказывала мне о спектакле МХАТ „Синяя птица“ по пьесе Метерлинка, — рассказывал А. П. Красотин в интервью Б. Носовскому, размещенном в „Чебоксарских новостях“ от 24 июня 1995 г. — Мне тогда было лет шесть. Не помню деталей спектакля. Но помню ее восторг. Пожалуй, именно с этого момента мне захотелось быть артистом… играть на сцене так, чтобы вызывать в сердцах людей такой восторг».

После окончания школы Алексей поступал в театральный институт в Москве. Попытка оказалась неудачной.

Осенью 1939 г. он был призван в ряды Красной Армии. Никогда не увлекавшийся техникой Алексей попал служить в ремонтно-восстановительный батальон четвертой легко-танковой бригады. Освоил несколько специальностей. К началу Великой Отечественной юноша был курсантом 1-й киевской школы пилотов: «Началась война, и весь наш выпуск направили в Иркутскую школу авиамехаников. После ее окончания я попал на фронт в составе 484-го истребительного авиаполка», — читаем на страницах альбома-справочника С. В. Журавлева «Актеры Чувашии. Биографии».

Круглосуточно находился Алексей Павлович рядом с самолетом. Ремонт — вылет, ремонт — вылет. И ни одного сорванного. Летом спали прямо на аэродроме. На счету авиамеханика Красотина 205 вылетов подготовленных машин. «Весь подвиг авиамехаников в Великой Отечественной войне заключался в труде. Изнурительном и ответственном. Я головой отвечал за жизнь летчика, исправность самолета и главное — за выполнение боевого задания» — вспоминает ветеран войны в интервью Н. Титовой «Под крылом самолета родился актер» для «Чебоксарских новостей» от 10 февраля 2010 г.

В дни затишья будущий артист занимался самодеятельностью — после тяжелых боев это была единственная отдушина. «Как-то попался мне в руки рассказ «Иван Никулин — русский солдат, — с улыбкой отвечает Алексей Павлович журналисту Титовой в вышеуказанном интервью. — За ночь я сделал из него сценарий. За ночь отрепетировали с ребятами. А на следующий вечер уже давали премьеру в землянке. Конечно, из той нашей постановки понять что-либо было трудно, но всем почему-то понравилось».

Так со спектаклей в землянке и началась большая актерская судьба будущего народного артиста РСФСР. Победу кавалер ордена «Красная Звезда», старшина авиационно-технической службы Алексей Красотин встретил в Германии. Затем часть перевели в Польшу, где на одном из смотров армейской художественной самодеятельности актерский талант молодого солдата был замечен, и ему предложили поступить в армейский ансамбль. Ансамбль так и не был организован, но позже одаренному ведущему концертов, чтецу и рассказчику, участнику скетчей, Алексею Красотину один из ведущих актеров предложил поступить в труппу Русского театра Северной группы войск. «На наши спектакли часто приходил маршал Константин Рокоссовский. Он вообще любил театр», — продолжает вспоминать артист там же. — «В труппе я был единственный неуч, все остальные с актерским образованием. Поэтому меня все опекали, подсказывали, как можно лучше сыграть ту или иную сцену. А один старый актер предсказал: «Смотри, Алеша, ты еще Ленина будешь играть».

. Через много лет предсказание сбылось, и А. П. Красотин неоднократно воплощал этот образ, только в Чебоксарах дважды. А пока юноша играл эпизоды в пьесах «на злобу дня», таких как, «Призвание» А. Кузнецова и Г. Штена, «Русский вопрос» К. Симонова, «Старые друзья» Л. Милюгина, «Губернатор провинции» братьев Тур и Д. Шейнина. Приобщался к классике через «кушать подано» в ролях Тришки в «Недоросле» Д. Фонвизина и Официанта в спектакле «Бедность не порок» А. Островского.

В 1948 г. после возвращения из Польши Алексей Павлович поступил в Ульяновский областной драматический театр. Молодой артист жадно постигал основы актерского мастерства, активно компенсируя отсутствие профессионального образования количеством ролей. «Молодых персонажей тогда играли уже зрелые актеры, а мы были лишь на подхвате. За первые пять лет я сыграл 21 слугу. Хотелось более основательной работы», — читам в вышеуказанном альбоме-справочнике.

Стремление достичь большего в профессии подвигало на поиски нового, интересного, и через два года артист уехал в Сахалинский областной драматический театр. «Осень 1951 года круто изменила мою жизнь», — написано в справочнике С. Журавлева — «Я получил приглашение в Сахалинский областной драматический театр на роль Володи Ульянова в пьесе «Семья» И. Попова. Здесь я прошел большую школу актерского мастерства у главного режиссера Б. Д. Воронова. С гастролями мы объездили весь Сахалин и Дальний Восток». (Библиотека БУ «ГАСИ ЧР»). Среди ролей, которые воплощал молодой артист на сцене этого театра: Никанор Бек в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, Добчинский в «Ревизоре» Н. Гоголя, Великий князь Кирилл в «Порт-Артуре» И. Попова и А. Степанова, Алексей в спектакле «В добрый час» В. Розова, Мельвиль в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, Глумов в комедии «Бешеные деньги» А. Островского, Яша в «Дмитрии Стоянове» Б. Левантовской, Кассио в «Отелло» В. Шекспира и другие работы. Репертуару артиста можно было бы только позавидовать, но главным событием во время работы на острове, как говорит там же Алексей Павлович, было знакомство с будущей женой: «Здесь я влюбился в талантливую актрису Тамару Агалакову. Долго раздумывать не стал, предложил ей руку и сердце».

Полные творческих сил молодые артисты много работали и строили семью, но после разрушительного цунами на Курилах решили перебраться на материк.

В 1958 г. семья Красотиных переехала в г. Тюмень. В Тюменском драматическом театре артисты проработали всего год, но количество ролей впечатляет даже профессионалов. Алексей Павлович воплотил Свердлова в спектакле «Грозовой год» А. Каплера, Врача в «Маскараде» М. Лермонтова, Антона в «Дальней дороге» А. Арбузова, Леонида Павловича в спектакле «В поисках радости» В. Розова, Чжоу Пина в «Тайфун» Цао-Юй, Леонида Дружинина в спектакле «Если на сердце весна» А. Козина и некоторые другие образы.

Следующим городом для талантливой актерской пары стал Магнитогорск. Красотины попали в сильный коллектив к замечательному режиссеру, влюбленному в театр, Анатолию Резинину. Создавая теплую доверительную атмосферу в театре, руководитель мог сделать работу праздником.

Алексей Павлович много играл милую сердцу классику: Серебряков в «Дяде Ване» А. Чехова, Старик Герхард в спектакле по роману Т. Драйзера «Дженни Герхардт», Сенатор Берд в «Хижине Дяди Тома» по Г. Бичер-Стоу, Клавдий в «Гамлете» В. Шекспира.

Актерский опыт перерос в пробы себя, как режиссера. В репертуаре театра появились спектакли: «Оловянные кольца» Т. Габбе, где А. Красотин выступил постановщиком, и «Под одним небом» А. Мовзона, где артист ассистировал режиссеру и исполнил роль Трояна.

В Магнитогорске семья тоже не смогла остаться надолго, потому что стал часто болеть маленький сын. Актеры стали подыскивать город с подходящим климатом и отправились на актерскую биржу, где встретили Петра Вельяминова, своего давнего друга и коллегу. Петр Сергеевич рекомендовал им рассмотреть русский театр в Чебоксарах.

В 1965 г. семья приехала в столицу Чувашской АССР. Республиканский русский драмтеатр в то время испытывал расцвет: на сцене блистали признанные мастера: А. Григорова, В. Гудкова, А. Дуняк, М. Каширская Л. Козоровицкий., И. Пустовойтов, не первый сезон работали в театре А. Баулина и А. Славинский. Красотины органично влились в труппу, и очень скоро чебоксарская публика оценила «приобретение» театра. Алексей Павлович получил сразу несколько ролей в спектаклях современного и классического репертуара: Порогов в «Дневнике женщины» К. Финна, Лихояров в «Старой деве» И. Штока, Земляника в «Ревизоре» Н. Гоголя, Чепраков в спектакле «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка и другие. В 1967. г. он сыграл В. И. Ленина в спектакле по пьесе Штейна — сбылось предсказание маститого артиста из Русского драматического театра Северной группы войск. Кандидатуру Алексея Павловича утверждала специальная московская комиссия. Артист подошел к работе скрупулезно. В интервью Б. Носовскому он рассказывал: «Я читал много писем, документов Ленина. Это очень богатая личность по своему характеру, интересно такой характер воплощать на сцене… В спектакле «Между ливнями» я воплощал Ленина размышляющего, страдающего, болеющего за все то, что происходит. И сегодня понимаю, что я играл человека…». Роль стала знаковой в судьбе А. П. Красотина. Талант и профессионализм артиста были отмечены, и в 1969 г. Алексей Павлович был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Чувашской АССР».

Театр всегда был зеркалом времени, и поэтому темы, отражающие реалии советских времен, воплощались на сцене с завидной частотой. Алексей Павлович Красотин на какой-то момент стал «заложником» образа чиновника: председатель исполкома Матюшев в «Марии» А. Салынского, Руководящее лицо в «Погоде на завтра» М. Шатрова, Судаков в «Гнезде глухаря» В. Розова и другие работы. Но и роли в классике всегда занимали видное место в репертуаре артиста: Винченцо Кафарелли в «Легенде о Паганини» В. Балашова, Сорин в «Чайке» А. Чехова, Вышневский в «Доходном месте» и Маргаритов в «Поздней любви» А. Островского, Князь Серпуховской в «Любовь — книга золотая» и Уранов в «Касатке» А. Толстого, генерал Амосов в версии Русского драмтеатра «Гранатового браслета» А. Куприна и другие. Театр брал к постановке пьесы чувашских авторов, и Алексей Павлович с успехом играл Чемея в «Тудимире» М. Ухсай, Айдара в одноименном спектакле по пьесе П. Осипова. В 1976 г. за заслуги в области советского театрального искусства актер получил звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1981 г. артист награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1987 г. Чувашия гордится народным артистом РСФСР Алексеем Павловичем Красотиным.

Творческие судьбы актеров Красотиных плотно переплетены, и зачастую Алексей Павлович и Тамара Андреевна были партнерами на сцене. Так было в спектаклях «Характеры» В. Шукшина, «Когда б имел златые горы…» М. Зуева и А. Марина и многих других. В 1991 г. Русский драмтеатр взял в репертуар пьесу Д. Маррелла «Смех лангусты». На сцене всего два героя, что накладывает на артистов особую ответственность. Дуэт Красотиных великолепно справился с задачей — история жизни и творчества великой Сары Бернар, записанная ее секретарем Жоржем Питу, смотрелась на одном дыхании и не могла оставить публику равнодушной.

«Талантливый человек талантлив во всем», и Красотины не раз подтвердили это высказывание, в Русском драмтеатре Чувашии Алексей Павлович выступал в роли режиссера, и даже художника-постановщика, вел общественную работу, а когда это было необходимо, не побоялся взять на себя ответственность стать директором театра.

А.П. Красотин оставил сцену в 1995 г., но еще долгие годы практически ни одна премьера в театре не проходила без «творческого благословения» мастера. Народная артистка Чувашской Республики Тамара Андреевна Красотина блистала на сцене чебоксарского театра вплоть до ухода из жизни в 2010 г. в возрасте восьмидесяти лет.

Алексей Павлович — глава уникальной для Чувашской Республики династии актеров, носящих звание «народный». Творческие традиции Красотиных поддерживает их сын. В 1974 г. Владимир Алексеевич окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (мастерская В. П. Остальского и Е.Н. Козыревой), и вскоре артистов с фамилией «Красотины» в Русском драмтеатре Чебоксар стало трое. Молодому артисту не понадобилась протекция родителей, наследственный актерский талант сразу снискал Владимиру Алексеевичу уважение коллег и любовь зрителей. Среди образов, созданных с 1978 г. по 1991 г. Владимиром Красотиным: Толик в «Черной розе — эмблеме печали, красной розе — эмблеме любви» С. Соловьева, Симон Ренар в «Марии Тюдор» В. Гюго, Джек во «Все в саду» Э. Олби, Де ля Коттри в «Забавном случае» К. Гольдони, Кирилл в спектакле «Я — женщина» В. Мережко, Абольянинов в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Орган в «Тартюфе» Ж. Б. Мольера. Всего более сорока ролей.

С 1990 г. Владимир Красотин стал пробовать себя в режиссуре. Дебютировал в комедии «Блэз» К. Манье. Спектакль до сих пор вспоминают жители республики. Как режиссер Владимир Красотин стажировался у Андрея Гончарова в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Сегодня на счету режиссера-постановщика Государственного ордена «Знак Почета» русского драматического театра Владимира Алексеевича Красотина более семидесяти спектаклей.

В мае 2010 г. семья Красотиных в составе Алексея Павловича, Тамары Андреевны, Владимира Алексеевича и невестки Маргариты Станиславовны, корреспондента газеты «Советская Чувашия», много лет освещающей вопросы культуры, была приглашена на традиционный республиканский слет трудовых династий. Глава клана Алексей Красотин получил из рук Президента Чувашии благодарность «За сохранение и приумножение трудовых традиций, многолетнюю добросовестную работу». «Мне повезло в жизни, — говорит народный артист РСФСР А. П. Красотин на страницах альбома-справочника «Актеры Чувашии. Биографии» — Я рад, что всю жизнь занимался любимым делом. Театр живет во мне, я от всего сердца желаю, чтобы он продолжал развиваться, был желанным нашему замечательному зрителю, городу и служил очагом культуры».

Алексей Павлович Красотин ушел из жизни 10 февраля 2021 г. на 101-м году жизни. Похоронен рядом с женой, народной артисткой Чувашской АССР Тамарой Андреевной Красотиной на кладбище № 3 г. Чебоксары.

Благодарим за предоставленный материал Государственный архив современной истории и лично Кочешкову Веронику Геннадьевну.

Читать полный текст

Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.

© 2010–2025 Государственный ордена «Знак Почета» русский драматический театр
Authorization