Премьера! В Русском драмтеатре Чебоксар сыграли «Варшавскую мелодию»/МК в Чебоксарах/07.03.2017
Как это было, рассказывает наш автор
Пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия» — произведение известное. Впервые его сыграли Юлия Борисова и Михаил Ульянов в театре им. Вахтангова в Москве аж в 1969 году! В Чебоксарах премьеру 3 марта представили Андрей Аверин и Оксана Ананьева. Сюжет истории любви двух молодых людей — вернувшегося с войны паренька, будущего винодела Виктора и юной певицы польки Гелены — начинается через год после войны, в декабре 1946 года, и длится долгие годы, даже несмотря на вынужденную разлуку из-за жестоких законов безжалостной советской системы.
«Варшавская мелодия» — спектакль не для любителей комедий и массовых сцен, всю постановку на своих плечах несут всего два актера. В чебоксарской версии спектакля, однако, присутствуют дополнительные персонажи, так называемые «звуки музыки» — герои почти без слов, являющиеся одновременно и единым третьим лицом истории любви Виктора и Гелены, и призраками минувшей войны, и равнодушными безликими тенями советского строя, и погодой, метелью, временем, редкими второстепенными персонажами, и чувствами влюбленных героев… Эта находка режиссера Сергея Юнганса действительно украсила спектакль.
«Занято всего девять актеров, и каждый из них играет свою особую роль, без которой спектакль будет неполноценным, — говорит режиссер. — В постановке мы ставим вопрос: «Способен ли человек решиться на поступок ради любви и пойти против общества и «системы»?» Эта тема и сегодня актуальна, ведь с 40-60-х годов наше общество почти не изменилось. Сознание, которое было у людей тогда, частично осталось и сейчас. Часто люди боятся, а сохранить и спасти любовь — это поступок».
Костюмы екатеринбургских мастеров Ивана Мальгина и Елены Чирковой погружают нас в атмосферу Москвы начала 50-х. Даже странные, казалось бы, никак не ассоциирующиеся с СССР образы второстепенных немых персонажей, не то мимов, не то клоунов, отвечают духу того времени и массивной, ампирной архитектуре сталинского периода. Специально это сделали художники или интуитивно, но на фоне графичных серых коробок домов выглядит впечатляюще и моментально погружает в атмосферу восстанавливающейся зимней Москвы 1946 года.
Обратила на себя внимание и светоживопись художника по свету, актера Александра Володина. Детальная, четкая прорисовка мизансцен, контрастные цвета, разделяющие и время, и место действия. Любопытная идея туманно-рыжего пространства создает впечатление старых выцветших фото. Иногда казалось, что это и не спектакль вовсе, а старый советский фильм, немного напоминающий «Пять вечеров» Михалкова.
В спектакле работают молодые, но ведущие артисты Русского драмтеатра. Образ темпераментной, немного взрывной, свободолюбивой девушки из Польши актрисе Оксане Ананьевой, несомненно, удался. Легкий акцент, как тонкая вуаль на образе, природное кокетство и храбрость. Ее персонаж является двигателем почти всех сцен. На фоне темпераментной Гелены герой, воплощенный ее партнером Андреем Авериным, выглядит более сдержанным, но оттого иногда даже более любопытным. В главной драматической сцене объяснения бразды правления Аверин уступает своей партнерше, но в самый пиковый момент, когда кажется, что вся сцена посвящена женской боли и тоске, собравшись духом, очень точно поймав ноту, выпаливает: «Так сложилась жизнь… И если я стараюсь сейчас не заорать, это не значит, что мне это просто!» Да, в копилке актера появилась еще одна прекрасная работа, которую ему еще предстоит «дожить», добавив немного нежности и трогательности молодому Виктору, утомленности и горечи Виктору возрастному.
Спектакль стильный, музыкальный и очень художественный, благодаря общей композиции и свету. Актеры сумели почти невозможное — вдвоем удержать полный зал. И пусть разбитая ваза-бокал, которую случайно «ухнули» на поклоне в финале, как дружно решили и артисты, и зрители, действительно будет на счастье. Первые овации на премьере — тому подтверждение.
Наталия Чемашкина760 просмотров